О журнале Текущий номер Архив номеров ЭО-ONLINE Информация для авторов Подписка О рецензиях в журнале Реклама в журнале Перепечатка материалов журнала Контакты
На главную страницу На главную страницу
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ АВТОРОВ ЖУРНАЛА      Скачать список в PDF
 

Соколова Зоя Петровна

Доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат премии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, член-корреспондент РАЕН

Биографическая справка:

Родилась 21 декабря 1930 г. в Москве в семье служащего. До осени 1941 г. семья жила в г. Калининграде (теперь Королев) Московской обл. Отец – Соколов Петр Сергеевич, 1892 г. рожд., работал на заводе инженерно-техническим сотрудником. Мать – Соколова Ольга Александровна, 1906 г. рожд., была домохозяйкой, после войны работала служащей. Осенью 1941 г. вместе с заводом семья эвакуировалась в г. Пермь. В 1948 г. З.П. Соколова окончила среднюю школу и поступила в Госуниверситет им. А.М. Горького на историко­-филоло­гический факультет, историческое отделение, закончив его в 1953 г. по специальности историк-археолог. Здесь она работала на раскопках памятников эпохи бронзы Прикамья под руководством О.Н. Бадера и опубликовала свои первые статьи.

В 1953 г. З.П. Соколова поступила в аспирантуру Института этнографии АН СССР. Под руководством известного угроведа В.Н. Чернецова она написала и защитила в 1958 г. кандидатскую диссертацию на тему «Обско-угорское жилище и его история». В 1956 г. она была принята на работу в должности младшего научного сотрудника в сектор по изучению социалистического строительства у малых народностей Севера (сейчас – отдел народов Севера и Сибири) Института этнографии АН СССР, где работает до сих пор в должности Советника Института этнологии и антропологии РАН (с 2002 г.).

В 1971 г. она получила звание и должность старшего научного сотрудника. В 1986 г. З.П. Соколова стала ведущим научным сотрудником института, в 1995 г. – главным. В 1984 г. она защитила докторскую диссертацию на тему «Проблемы социальной и этнической истории хантов и манси в XVIII – XIX вв.». С 1987 г. по 1995 г. возглавляла сектор (отдел) народов Севера и Сибири, в 1997 г. избрана членом-корреспондентом Российской Академии естественных наук (РАЕН). В 1998 г. ей присвоено звание профессора.

С 1956 по 1989 г. З.П. Соколова совершила 13 экспедиционных выездов к хантам, манси, селькупам, эвенкам и ненцам в Тюменской и Томской областях. Более всего она изучала хантов: в 1956 и 1969 гг. – казымских, в 1957 и 1988 гг. – ваховских, в 1958 г. – обских (александровских), в 1962, 1963, 1971 и 1972 гг. – сынских, в 1962, 1972 и 1973 гг. – куноватских, в 1963 и 1965 гг. – согомских, в 1965 г. – нижнеобских (октябрьских), в 1965, 1988 и 1989 гг. – юганских. В 1958 г. она побывала у обских селькупов и кетских эвенков, в 1966 г. – у северо-сосьвинских манси, в 1989 г. – у лесных аганских ненцев. Ею собраны обширные материалы по хозяйству, поселениям и постройкам, средствам транспорта, одежде, пище, семейной обрядности (особенно похоронно-поминальной), календарям, религиозным верованиям и обрядам, медвежьему культу и празднику, декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам и другим областям культуры этих народов. Собранная фотоколлекция (черно-белые фото и слайды) составляет свыше 6 тысяч кадров.

Основные разрабатывавшиеся З.П.Соколовой проблемы очень разнообразны: происхождение и развитие, а также типология жилища у народов Сибири, в том числе хантов и манси, этническая история обских угров, их антропонимия, социальная организация (вопросы рода, фратрии, племени), деление обских угров на этнографические и территориальные группы (с выделением соответствующих критериев), похоронно-поминальная обрядность (способы захоронения, обряды поминок, изготовление и хранение вместилищ души умершего – иттарма и ура), религиозные представления и обряды (священные мужские и женские места, культ медведя, лягушки, деревьев, казымского духа Вут-ими) и др.

При исследовании проблем социальной истории хантов и манси ею впервые были привлечены обширные архивные материалы из церковных метрических книг фонда Тобольской Духовной Консистории (проанализировано свыше 24 тысяч браков); на основе их анализа выявлены фратриальная принадлежность фамилий хантов и манси, роль дуальной экзогамии и отсутствие рода в конце Х VIII –Х I Х в. Как и исповедные росписи, они были использованы также для решения вопросов о связи между эндогамией группы и ее основными характеристиками (выделены критерии эндогамности этнографических и территориальных групп, определена эндогамность этноса в целом), а также для решения вопросов этнической истории, выявления путей миграций хантов и манси в X VII – XVIII вв. Эти данные, а также материалы полевых исследований позволили ей впервые четко и ясно продемонстрировать функционирование традиций выбора имени и наследования имен предков, при этом З.П. Соколова основывалась на идеях В.Н. Чернецова о вере обских угров в возрождение одной из душ человека в его потомстве.

Впервые в угроведении З.П. Соколова использовала архивные, в том числе антропонимические материалы как источник для изучения этнической истории хантов и манси. Ею детально изучены похоронно-поминальные обряды. З.П. Соколова впервые опубликовала данные о формировании культа предков на основе почитания наиболее уважаемых умерших, о способах захоронения и поминания людей, умерших неестественной смертью, об изготовлении северными хантами специального изображения умершего ура и хранении его на особом месте Ура. Впервые ею были описаны раздельные мужские и женские священные места северных хантов и манси, а также культ духа Вут-ими.

Важный вклад внесла З.П. Соколова и в изучение таких феноменальных явлений обско-угорской этнографии, как культ медведя и медвежий праздник. Опираясь на труды своего учителя В.Н. Чернецова, она показала сложность происхождения этого культа, впитавшего в себя религиозные представления разных периодов (фратриальный тотемизм, промысловый культ, почитание высшего божества Нуми-Торума, представления о культурном герое и др.), и превращение этого культа в зоолатрический, при этом на материалах не только обских угров, но и других народов Евразии.

Книга З.П. Соколовой «Культ животных в религиях» объясняет многие явления почитания животных у разных народов с точки зрения эволюции религиозных верований и обрядов (в том числе и самого почитания животных).

З.П. Соколова продолжала исследования В.Н. Чернецова, рассматривавшего формирование культуры хантов и манси как результат слияния аборигенных северных и пришлых южных племен. По этой тематике ею написаны яркие статьи о культе лягушки, происхождении манси, происхождении обычая ношения платка как женщинами, так и мужчинами, о феномене сочетания северных и южных черт в культуре.

З.П. Соколова работала не только в области традиционной (исторической) этнографии. Много внимания она уделяла проблемам современного ( XX – XXI вв.) развития коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Ею опубликованы статьи по проблемам преобразований в хозяйстве, культуре и быте, демографического и этнического развития, межэтнических связей, перспектив социально-экономического и культурного развития. В 1988 г. под ее руководством была опубликована работа сотрудников отдела народов Севера и Сибири «Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях научно-технического прогресса на перспективу до 2005 г. (Концепция развития)». З.П. Соколова участвовала в разработке Закона о гарантиях прав КМНС.

З.П. Соколова – автор 11 книг (многие из них переведенны на иностранные языки), свыше 250 статей, разделов в монографиях, рецензий и обзоров, она – ответственный редактор 47 авторских и коллективных монографий и сборников статей.

З.П. Соколова не только известный угровед, но и сибиревед. Специализируясь в основном в области обско-угорской этнографии, она вышла за рамки этого направления науки и создала ряд исследований, в которых решаются вопросы в целом сибирской этнографии (демография народов Севера, типология жилища, адаптивные свойства культуры народов Севера, культ медведя и медвежий праздник) и религиоведения (ранние формы религии народов Севера, почитание животных и зоолатрия, происхождение культа предков). Она

З.П. Соколова – хороший организатор науки. В 1970–1975 гг. под руководством заместителя директора института Л.Н. Терентьевой она создала и возглавила Полевую комиссию института. Тогда же в 1970 г. ею была основана серия сборников «Полевые исследования Института этнографии», которую она возобновила в 2000 г. уже на новом издательском уровне. В этом ежегоднике она первая начала публиковать свои полевые дневники, научные отчеты и докладные записки служебного характера, написанные в 1950–1970-х годах по результатам экспедиций к народам Севера по заданию Отдела Севера Совета Министров РСФСР. Вместе с Е.А. Пивневой она начала издание серии сборников «Этнологическая экспертиза», где печатаются докладные записки по результатам экспедиций к народам Севера в 1950–1980-х годов всех североведов Москвы и Ленинграда.

З.П. Соколовой проведена огромная работа по подготовке и изданию тома «Народы Западной Сибири» в серии «Народы и культуры», вышедшего в 2005 г.

В течение многих лет Зоя Петровна готовит аспирантов и докторантов. Под ее руководством защитили кандидатские диссертации Н.В. Лукина, Д.А. Несанелис, Н.В. Ссорин-Чайков, А.А. Сирина, А.М. Иванов, А. Ёсида, Е.А. Пивнева, Кан дэ Квон, Н.В. Плужников, Ю.Н. Квашнин, В.И. Сподина, М.А. Зенько, Л.М. Кадырова, докторскую диссертацию – Е.Т. Пушкарева.

З.П. Соколова входила в состав Комиссии Института по подготовке к проведению Всероссийской переписи населения 2002 г. и награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения». За подготовку школьной энциклопедии «Арктика – мой дом» (М., 2000) З.П. Соколова получила в 2003 г. благодарность от Министерства образования Российской Федерации. В 1997 г. ей присвоено звание «Ветеран труда», в 2000 г. – почетное звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации. В 1999 г. за серию научных работ ей присуждена премия им. Н.Н. Миклухо-Маклая. В 1997 г. она награждена медалью памяти 850-летия Москвы.

З.П. Соколова – член производственного Ученого совета Института и Ученого совета по присуждению ученой степени доктора исторических наук.

З.П. Соколова – активный популяризатор этнографии. В течение многих лет она читала лекции по линии общества «Знание» в Москве и других городах страны. Ею написаны три научно-популярные книги о народах Западной Сибири (хантах, манси, ненцах, селькупах, сибирских татарах, эвенках), основанные на ее полевых материалах, богато иллюстрированные и переведенные на иностранные языки.

Авторские монографии и иные отдельные издания

  • Культ животных в религиях. М., 1972. 213 с.
  • Животные в религиях. 2-е изд. СПб., 1998. 286 с.
  • Страна Югория. М., 1976. 118  с . ( пер . на нем . яз .: Das Land Yugorien. Moskau; Leipzig, 1982. 192 S.).
  • Численный, фамильный и брачный состав хантов и манси в XVIII – XX вв. (материалы) / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР. № 3513. М., 1979. 357 c.
  • На просторах Сибири. М., 1981. 240 с.
  • Пер. на яп. яз.: Токио, 1987. 299 с.
  • Путешествие в Югру. М., 1982. 173 с . ( пер . на датск . яз .: Pa rejse i Vest Sibirien. M.,   1987. 142 с.).
  • Социальная организация хантов и манси в XVIII – XIX вв. Проблемы фратрии и рода. М., 1983. 325 с.
  • Эндогамный ареал и этническая группа. М., 1990. 209 с.
  • Актуальные вопросы современ­ного развития экономики и культуры хантов (на материалах Сургутского и Нижневартовского районов Ханты-Мансийского а.о. Тюменской области). М., 1990. 18 с. (Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Сер. А ”Межнациональные отношения в СССР”. № 4).
  • Легенды Вут-Ими. Путешествие по Оби и ее притокам к хантам и манси. Сургут: Югорские россыпи, 1993. 76 с.
  • Жилище народов Сибири (Опыт типологии). М., 1998. 284 с.

 

Ответственный редактор и соавтор сборников статей и коллективных монографий

  • Итоги полевых работ Института этнографии в 1970 г. М., 1971. 179 с. (совм. с В.Н. Басиловым, А.Е. Тер-Саркисянц).
  • Итоги полевых работ Института этнографии в 1971 г. М., 1972. Вып.1, 2. 329 с.
  • Новое в этнографии и антро­пологи (Итоги полевых работ Института этнографии в 1973 году). М., 1975. 117 с. (совм. с Л.А. Тульцевой).
  • Полевые исследования Института этнографии. 1974. М., 1975. 267 с. (в составе редколлегии).
  • Этнокультурное развитие народностей Севера в условиях научно-технического прогресса на перспективу до 2005 г. (Концепция развития). Отв. ред., авторство: С. 3–39, 60–65, 69–71, 93–94. М., 1988. 94 с.; 2-е изд. 1989. 85 c.
  • Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. М., 1990. 222 с. (совм. с И.С. Гурвичем).
  • Народы Советского Севера (1960–1980). Отв. ред., авторство: предисловие, С. 3–6, гл.1, С. 7–9, 14–24, гл.7, С. 106–139, прилож. Ханты-Мансийский а.о., С. 165–186, заключение С. 247–261. М., 1991. 263 с. (Отв. ред., предисловие в соавт. с И.С. Гурвичем, гл.7 – в соавт.).
  • Обские угры (ханты и манси). М., 1991. 241 c. (Материалы к серии “Народы и культуры”).
  • Народы Севера России. Ч. I–III. Отв. ред., авторство: предисловие, гл. 1, с. 8–41 (в соавт.), гл. 7, с. 376–433 (в соавт.), гл. 8, с. 434–501, вместо заключения с. 502–529 (в соавт.), приложение: Ханты-Мансийский автономный округ. С. 561–589. М., 1992. 719 с. (Матер. к сер. “Народы и культуры”. Вып. XVIII).
  • Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М., 1993. 310 с. (совм. с И.А. Кремлевой).
  • Народы Сибири. Кн. 1. Отв. ред., разделы приложения, с. 202–206, 207–252 (в соавт. с Ю.Б. Симченко, Н.В. Ссориным-Чайковым). М., 1993. 252 с. (Матер. к сер. “Народы и культуры”. Вып. XXIV. Сибирский этнографический сб. Вып. 6).
  • Демографические, экономические, социальные и культурные проблемы развития народов Дальнего Востока в условиях экономических реформ и демократических преобразований. Отв. ред., авторство: Экспертное заключение по ТЭО..., с. 36–45; Народы Севера России в условиях экономической реформы и демократических преобразований, с. 220–229 (в соавт. с Ю.Б. Симченко). М., 1994. 316 с.
  • Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. Отв. ред., авторство: Народы Севера России в условиях..., с. 16–49; Программа фундаментального научного исследования по теме “Народы Севера России и Сибири в условиях экономической реформы и демократических преобразований”, с. 5–15 (в соавт. с Ю.Б. Симченко, Н.В. Ссориным-Чайковым). М., 1994. 440 с.
  • Социально-экономическое и культурное развитие народов Севера и Сибири: традиции и современность. Отв. ред., авторство: Концептуальные подходы к развитию малочисленных народов Севера, с. 5–42; Народы Севера: выживание..., с. 265–335. М., 1995. 335 с.
  • Народы Российского Севера и Сибири. М., 1999. 318 с. (Сибирский этнографический сб. Вып. 9) (совм. с Д.А. Функом).
  • Народы севера Земли. Арктика – мой дом: Полярная энциклопедия школьника. М., 1999. 263 с.; 2-е изд. М., 2001. 287 с. (научное редактирование).
  • Итоги полевых исследований. М., 2000. 283 с.
  • Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. М., 2001. 390 с.
  • Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. М., 2002. 293 с.
  • Расы и народы. Вып.28. М.: Наука, 2002. 315 с. (совм. с Д.А. Функом).
  • Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2002. М.: Наука, 2004. 207 с.
  • Северная энциклопедия. М., 2004 (научный консультант).
  • Этнологическая экспертиза. Народы Севера России. 1956–1958 годы. М., 2004. 368 с. (совм. с Е.А. Пивневой).
  • Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2003. М.: Наука, 2005. 330 с.
  • Народы Западной Сибири. М.: Наука, 2005. 805 с. (соред. В.И. Молодин и И.Н. Гемуев) (Сер. «Народы и культуры») (Автор глав и разделов: «Введение». С. 9–17. «Ханты»: Гл. 1. Общие сведения (в соавт. с Г.А. Аксяновой). С. 57–78; Гл. 2. Происхождение и этническая история (в соавт. с В.А. Могильниковым). С. 68–78; Гл. 4. Материальная культура. С. 98–124; Гл. 5. Социальная организация и общественный быт. С. 133–141; Гл. 6. Семейная обрядность. С. 142–165; Гл. 8. Духовная культура. Праздники. С. 186–190, Декоративное искусство (в соавт. с Н.В. Лукиной и А.М. Сязи). С. 193–198; «Манси»: Гл. 1.Общие сведения (в соавт. с Г.А. Аксяновой). С. 199–204; Гл. 2. Происхождение и этническая история (в соавт. с В.А. Могильниковым). С. 211–219; Гл. 5. Социальная организация. С. 259–264; Гл. 6. Семейная обрядность. С. 265–277; «Народы Западной Сибири в ХХ–ХХI в.» (в соавт. с В.А. Тишковым). С. 733–740).
  • Этнологическая экспертиза. Народы Севера России. 1959–1962 годы. М., 2005. 409 с. (совм. с Е.А. Пивневой).

 

Титульное редактирование сборников материалов, серийных изданий и монографий других авторов

  • Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М.: Наука, 1991. 278 с.
  • Законодательные акты 1917–1992 гг. (Социально-экономи­ческое и культурное развитие народов Севера). М., 1992. 237 с. (Матер. к сер. “Народы и культуры”. Вып. XI. Национальная политика в России. Кн. 2). Отв. ред. и сост.
  • Российский этнограф. М., 1993. 231 с.
  • Народы Сибири и Севера России в XIX веке / Библиотека Российского этнографа. М., 1994. 272 с.
  • Новикова Н.И. Традиционные праздники манси. М., 1995. 223 с.
  • Народы Сибири в XIX в. Москва; Улан-Удэ, 1995. Вып.1. 147 с. (отв. ред. серии «Сибирь: этносы и культуры»).
  • Сирина А.А. Катангские эвенки в XX в.: расселение, организация среды жизнедеятельности. М., 1995. 200 с.
  • Народы Сибири. Кн. 2 (Сибирский этнографический сб. Вып. 7). М., 1995. 255 с.
  • Иванов А.М. Традиционная экологическая этика юкагиров. М., 1996. 135 с.
  • Федянович Т.П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья. М., 1997. 183 с.
  • Ёсида А. Культура питания гыданских ненцев. М., 1997. 252 с.
  • Народы Сибири в XIX в. Москва; Улан-Удэ, 1997. Вып. 2. 118 с. (отв. ред. серии «Сибирь: этносы и культуры»).
  • Народы Сибири. Кн. 3. М., 1997. 303 с. (Сибирский этнографический сб. Вып. 8).
  • Традиционная культура бурят. Москва; Улан-Удэ, 1998. Вып. 3. 163 с. (отв. ред. серии «Сибирь: этносы и культуры»).
  • Пивнева Е.А. Манси. Популяционная структура, этнодемографические процессы (XVIII–XX вв.). М., 1999. 306 с.
  • Народы Сибири в XIX в. Москва; Улан-Удэ, 1999. Вып. 4. 185 с. (отв. ред. серии «Сибирь: этносы и культуры»).
  • Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Москва; Улан-Удэ, 1999. Вып. 5. 151 с. (отв. ред. серии «Сибирь: этносы и культуры»).
  • Дашиева Н.Б. Календарь в традиционной культуре бурят (Опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). Москва; Улан-Удэ, 2001. Вып. 6. 299 с. (отв. ред. серии «Сибирь: этносы и культуры»).
  • Этническая культура: история и современность. Москва; Улан-Удэ, 2002. Вып. 7. 207 с. (отв. ред. серии «Сибирь: этносы и культуры»).
  • Буксикова О.Б. Традиционные игры бурят в конце Х I Х – начале ХХ в. и опыт их трансформации в национальной хореографии. Москва; Улан-Удэ, 2004. Вып. 8. 138 с. (отв. ред. серии «Сибирь: этносы и культуры»).
  • Этнические процессы и традиционная культура. Москва; Улан-Удэ, 2005. Вып. 9. 223 с. (отв. ред. серии «Сибирь: этносы и культуры»).

 

Статьи, хроники, тезисы докладов

  • Новые стоянки Чусовского Прикамья // Уч. зап. Молотовского гос. ун-та. Харьков, 1953. С. 89–126 (в соавт. с О.Н. Бадером).
  • Стоянка Боровое озеро IV // Сов. археология (далее – СА). 1953. Т. XVIII. С. 265–280 (в соавт. с О.Н. Бадером).
  • К истории жилища обских угров // Сов. этнография (далее – СЭ). 1957. № 2. С. 88–105.
  • Обско-угорские дощатые постройки // Кратк. сообщ. Ин-та этнографии. М., 1959. Вып. XXXI. С. 60–67.
  • К вопросу о развитии обско-угорской землянки // Ежегодник Тюменского краеведческого музея. Тюмень, 1959. Вып. 1. С. 9–26.
  • Стоянка Кама-Жулановка II // Уч. зап. Пермского гос. ун-та. Пермь, 1959. Вып. 3. С. 95–110.
  • Современные селения и жилища ваховских хантов // Тр. Ин-та этнографии (далее – ТИЭ). Нов. сер. М., 1960. Т. LVI. С.   178–198.
  • Совещание по вопросам акклиматизации и питания населения на Крайнем Севере // СЭ. 1961. № 2. С. 122–123.
  • Международный конгресс финно-угроведов // СЭ. 1961. № 3. С. 90–93.
  • Изменения в расселении малых народов Севера // Материалы 1 межвед. совещания по географии населения. М., 1961. № 5. С. 30–31 (в соавт. с И.С. Гурвичем, А.В. Смоляк).
  • О некоторых этнических процессах, протекающих у селькупов, хантов и эвенков Томской области // СЭ. 1961. № 3. С. 45–52.
  • Заметки об эвенках бассейна Кети // ТИЭ. Нов. сер. М ., 1962. Т . 78. С . 165–175.
  • Certain Ethnic Processes Among the Selkups, Khanty and Evenks of Tomsk oblast // Sov. Anthropology and Archeology . Vol . 1. № 2. N . Y ., 1962. Р. 50–56.
  • Материалы по жилищу, хозяйственным и культовым пост­ройкам обских угров // ТИЭ. Нов. сер. М., 1963. Т. 84. С. 182–233.
  • Из истории жилища обских угров (к вопросу о развитии обско-угорской землянки) // Congressus Internationalis Fenno-Ugristarum. 20–24.IX.1960. Budapest, 1963. Р. 334–348.
  • Современное положение малых народностей Томской области, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского национальных округов Тюменской области // Материалы 2 пленума межведомственной комиссии по проблемам Севера. М., 1964. С. 7.
  • Az obi-ugor lakoh a zak t u zhelyei // M u velts e g e s Hagyom a ny. VI. Debrecen, 1964. Old. 65–79 .
  • Проблемы реконструкции быта малых народов Севера // СЭ. 1966. № 1. С. 9–22 (в соавт. с В.И. Васильевым и Ю.Б. Симченко).
  • Problems of the reconstruction of Daily Life among the small Peop­les of the Far North // Sov. Anthropology and Archeology . N. Y., 1966. V . 5. № 2.
  • Население и трудовые ресурсы зоны Севера // СЭ. 1966. № 3. С. 152–157 (в соавт. с Б.Ф. Шапалиным).
  • Преобразования в хозяйстве, культуре и быте обских угров // СЭ. 1968. № 5. С. 25–39.
  • Социальная организация обских угров и селькупов // Общественный строй у народов Северной Сибири. М., 1970. С. 103–153.
  • О происхождении обско-угор­ских имен и фамилий // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970. С. 268–278.
  • Современные этнические процессы у обских угров // Преобразования в хозяйстве и культуре и этнические процессы у народов Севера. М., 1970. С. 85–105.
  • Выступление на дискуссии по статье Ю.В. Бромлея “Этнос и эндогамия” // СЭ. 1970. № 3. С. 95–96.
  • Валерий Николаевич Чернецов [ некролог] // СЭ. 1970. № 4. С. 194–197 (в соавт. с В.И. Васильевым и Ю.Б. Симченко).
  • Всесибирская научная конференция, посвященная 100-летию В.И. Ленина // СЭ. 1970. № 6. С. 134–136.
  • К вопросу о социальной организации у обских угров (о роде у хантов и манси) // Congressus Tertius Internationalis Fenno-Ugristarum / Tallinn, 17–23. VIII . 1970. Тезисы 11. С. 64.
  • Пережитки религиозных верований у обских угров // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX века / Сб. МАЭ. Вып. 27. Л., 1971. С. 211–238.
  • Постановления партии и правительства о развитии хозяйства и культуры народов Крайнего Севера // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера. М., 1971. С. 66–116.
  • Третий международный конгресс финно-угроведов // СЭ. 1971. № 3. С. 142–146.
  • Экспедиции 1970 г. Института этнографии АН СССР // Итоги полевых работ Института этнографии в 1970 г. М., 1971. С. 3–17.
  • Женские и мужские священные места у хантов р. Сыня // Итоги полевых работ Института этнографии в 1971 г. М., 1972. С. 164–175.
  • Ханты рр. Сыня и Куноват // Материалы по этнографии Сибири. Томск, 1972. С. 15–66.
  • Экспедиции 1971 г. Института этнографии АН СССР // Итоги полевых работ Института этнографии в 1971 г. М., 1972. С. 3–18.
  • Сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований 1971 года // СЭ. 1972. № 5. С. 131–139 (в соавт. с М.Я. Жорницкой).
  • Итоги археолого-этнографических исследований 1971 г. // Вестн. АН СССР. 1972. № 8. С. 87–95 (в соавт. с Р.Л. Розенфельдтом).
  • Сессия, посвященная итогам полевых археологических и этнографических исследований 1972 г. // СЭ. 1973. №.5. С. 142–148 (в соавт. И.М. Семашко).
  • Археологические и этнографические исследования 1972 г. // Вестн. АН СССР. 1973. № 8. С. 87–95 (в соавт. с Р.Л. Розенфельдтом).
  • О сложении этнографических и территориальных групп у обских угров // Проблемы этногенеза народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1973. С. 123–125.
  • Об одном традиционном обычае погребального цикла сынских хантов // Новое в этно­графических и антропологи­ческих иссле­дованиях. Итоги полевых ра­бот Института этнографии в 1972 г. Ч. 2. М., 1974. С. 164–175.
  • Социальная организация обских угров (к истории вопроса) // Социальная организация и культура народов Севера. М., 1974. С. 82–132.
  • Коротко об экспедициях // СЭ. 1974. № 1. С. 177–178.
  • Современные этнические процессы у обских угров // Вопросы советского финно-угроведения. Петрозаводск, 1974. С. 85–86.
  • Финно-угроведение в Венгерской Народной Республике // СЭ. 1974. № 4. С. 121–128.
  • Наследственные, или предковые, имена обских угров и связанные с ними обычаи // СЭ. 1975. № 5. С. 42–52.
  • Находки в Шишингах (культ лягушки и угорская проблема) // СЭ. 1975. № 6. С. 143–154.
  • К вопросу о формировании этнографических и территориальных групп у обских угров // Этногенез и этническая история народов Севера. М., 1975. С. 186–210.
  • Новые данные о погребальном обряде северных хантов // Полевые исследования Института этнографии. 1974. М., 1975. С. 165–174.
  • Формирование ареалов этнографических групп хантов и манси // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1975. С. 41–42.
  • Экспедиции 1973 г. Института этнографии АН СССР // Новое в этно­графии и антрополо­гии. Итоги полевых работ Института этнографии в 1973 году. М., 1975. С. 3–14.
  • Общественный строй обских угров в XVII – XIX вв. // Из истории Сибири. Томск, 1976. С. 220–231.
  • Проблема рода, фратрии и племени у обских угров // СЭ. 1976. № 6. С. 13–38.
  • Финно-угроведение на современном этапе // Вестн. АН СССР. М., 1976. № 4. С. 79–85.
  • Исторические науки на IV Международном конгрессе финно-угроведов // СЭ. 1976. №.3. С. 151–156 (в соавт. с И.М. Золотаревой и Л.Н. Терентьевой).
  • Untersuchung der religiosen Vorstellungen der Hanti am Unterlauf des Ob // Acta Ethnographica. Budapest , 1976. T . 24 (3–4). S. 385–413.
  • Загадка Юильского городка // СЭ. 1977. № 4. С. 129–137.
  • Zur Frage der Entstehung der ethnographischen und territorialen Gruppen der Obugrier // Acta Ethnographica. Budapest , 1977. T . 26 (1–2). S. 109–128.
  • О некоторых погребальных обычаях северных хантов и манси // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новоси­бирск, 1978. С. 169–175.
  • Первое региональное совещание по проблемам географии, истории, этнографии и языков Европейского Севера // СЭ. 1978. № 2. С. 130–131.
  • Выявление этнических ареалов (на материалах хантов и манси) // Ареальные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1978. С. 41–42.
  • The Representation of a female Spirit from the Kazym River // Shamanism in Siberia. Budapest, 1978. Р. 491–501.
  • Ляпинско-сосьвинская группа манси по материалам брачных связей в XVIII – XIX вв. // История, архе­ология и этнография Сибири. Томск, 1979. С. 112–130.
  • К происхождению современных манси // СЭ. 1979. №.6. С. 46–58.
  • Миграционные процессы и их факторы у обских угров в прошлом // Особенности естественно-географичес­кой cреды и исторические процессы в Западной Сибири. Томск, 1979. С. 108–112.
  • Похороны у казымских хантов // Полевые исследования Института этнографии. 1977. М., 1979. С. 249–253.
  • Формирование этнографических групп северных хантов и северных манси // К истории малых народностей Европейского Севера СССР. Петрозаводск, 1979. С. 34–48.
  • Программа для сбора материалов по погребальным обрядам и связанным с ними представлениям // Программы и вопросники по этнографии. Омск, 1979. 26 с. (в соавт. с А.В. Смоляк).
  • Имя и прозвище у обских угров // Народы и языки Сибири. Новосибирск, 1980. С. 266–270.
  • К проблеме этногенеза обских угров и селькупов // Этногенез народов Севера. М., 1980. С. 89–117.
  • Выступление на VI советско-финляндском симпозиуме // Материалы VI советско-финляндского симпозиума историков “Россия и Финляндия 1700–1917”. Л., 1980. С. 166–169.
  • Свадебная обрядность хантов и манси // Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980. С. 36–42.
  • Похоронная обрядность. Ханты и манси // Семейная обрядность народов Сибири. М., 1980. С. 125–143.
  • Le Development ethno-culturel Contemporain des Hantys et des Mansis // Boreales. P., 1980. № 17–19. Р . 518–525.
  • Общественный строй обских угров ( о роде и фратрии ) // Congressus Quartus Internationalis Fenno-Ugristarum. Budapest , 1980. P . 2. С. 116–117.
  • Традиционные и новые праздники и обряды у народов Севера // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. М., 1981. С. 91–107 (в соавт. с А.В. Смоляк).
  • Развитие этнических связей обских угров во второй половине XIX – XX в. // Современные этнические процессы у на­родов Западной и Южной Сибири. Томск, 1981. С. 50–60.
  • Выступление на защите диссертации П. Вереша (Veres P. A magyar nep etnogenezise es etnikai tortenete 896-ig // Ethnographia. XCII. 1981. 1.
  • Брачный возраст хантов и манси в XVIII – XIX вв. // СЭ. 1982. № 2. С. 65–76.
  • Обские угры (ханты и манси) // Этническая история народов Севера. М., 1982. С. 8–47.
  • Селькупы // Этническая история народов Севера. М., 1982. С. 118–121,128–129 (в соавт. с В.В. Лебедевым).
  • Традиционные корни и элементы синкретизма в хореографии обских угров // Финно-угор­ский музыкаль­ный фольклор: проблемы синкретизма. Таллин, 1983. С. 22–24 (в соавт. с М.Я. Жорницкой).
  • Старые и новые названия народов Севера // СЭ. 1983. № 1. С. 76–88 (в соавт. с В.А. Туголуковым).
  • Выявление этнических ареалов на основе анализа брачных связей населения и языковых данных (на материалах обских угров) // Ареальные исследования в этнографии (язык и этнос). Л., 1983. С. 76–84.
  • Особенности развития традиционного искусства народностей Севера // Народное творчество в РСФСР: Материалы совещания-практикума заведующих отделами (группами) методики работы северных клубных учреждений НМЦ территорий, име­ющих районы проживания народностей Севера. М., 1983. С. 9–14.
  • Музыкальные инструменты хантов и манси (к вопросу о происхождении) // Финно-угорс­кий музыкальный фольклор: Тезисы. Таллин, 1983.
  • Антропонимия обских угров как источник для изучения этнической истории // Этническая ономастика. М., 1984. С. 78–81.
  • Totenabbilder bei den Chanten und Mansen // Finno-Ugrische Forschungen. Helsinki, 1984. T . XLVI. H. 1–3. S. 111–156.
  • Современное культурное развитие и этнические процессы у обских угров // Этнокультур­ные процессы у народов Си­бири и Севера. М., 1985. С. 93–120.
  • Обские угры (ханты и манси) // Системы личных имен у народов мира. М., 1986. С. 241–244.
  • Музыкальные инструменты хантов и манси (к вопросу о происхождении) // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. Таллинн, 1986. С. 9–21.
  • По следам одной загадки // СЭ. 1986. № 4. С. 136–145.
  • Финно-угорские этносы СССР: Современные этнокультурные процессы // СЭ. 1986. № 6. С. 3–13 (в соавт. с Ю.В. Бромлеем, В.В. Пименовым, Н.В. Шлыгиной).
  • Некоторые аспекты формирования казымской группы хантов // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. Кемерово, 1986. С. 71–78.
  • Современное этнокультурное развитие народов Севера по данным материальной культуры // Этнические культуры Сибири: проблемы эволюции и контактов. Новосибирск, 1986. С. 10–15.
  • Роль традиций в современных обычаях, обрядах и праздниках народов СССР // Documentatio Ethnographica. Budapest, 1986. II. Szam. С. 147–156.
  • Une methode d’etude de l’histoire ethnique et sociale des Khantys et des Mansis d’apres des documents d’archives // Ethnologie et antropogeogra­phie arctiques. Premier Dia­logue Franco-Sovietique. Centre d’Etudes Arctiques et Institut d’Ethnographie. 26–29 avril. Paris, 1982. Leningrad, 1986. Р. 97–112.
  • К происхождению обских угров и их фратрий (по данным фольклора) // Традиционные верования и быт народов Сибири. Новосибирск, 1987. С. 118–133.
  • Вопрос так ставить неправомерно // Агитатор армии и флота. 1987. № 19. С. 26–27.
  • Этнические общности и этнические процессы на Крайнем Севере накануне Октября // Этническое развитие народностей Севера в советский период. М., 1987. С. 32–61 (в соавт. с В.И. Васильевым и В.А. Туголуковым).
  • Отражение этнических процессов в хозяйстве и материальной культуре народностей Севера // Этническое развитие народностей Севера в советский период. М., 1987. С. 109–135.
  • Основные тенденции в развитии музыкально-хореографи­ческого искусства народностей Севера // Пути сохранения и развития народных традиций в современном художественном творчестве народностей Севера. Пособие о передовом опыте. М., 1988. С. 6–16.
  • Синкретичность и полифункциональность обрядов и празд­ников как основа их жизнестойкости // Всесоюзная научная сессия по итогам этнографических и антропологических исследований 1986–1987 гг. Сухуми, 1988. С. 116–117.
  • The Contemporary Economy of the northern People // Inuktitut. Ottawa, 1988. № 68. Р . 105–119.
  • Этнокультурные связи обских угров и венгров // Матер. VI междунар. конгресса финно-угроведов. М., 1989. С. 269–271.
  • Актуальные проблемы сибиреведения // СЭ. 1989. № 6. С. 36–45.
  • Интервью-комментарий // Молодежная трибуна. Ханты-Мансийск, 1989. С. 13.
  • Uber die Unvereinbarkeit von Gegensatzen. Die Volker des sowjetischen Nordens zwischen industrieller Erscheinungen und Entwicklung traditioneller Wirtschaftsweisen // Pogrom. Gottingen, 1989. № 150. S. 55–57.
  • A Survey of the Ob-Ugrian Shamanism // Shamanism: past and present. Budapest ; Los-Angeles, 1989. Р . 155–164.
  • Общее и особенное в религии народов Сибири (конец XIX – начало XX в.) // Традиционное мировоззрение и культура народов Сибири и сопредельных территорий. Улан-Удэ, 1990. С. 14–16.
  • Перестройка и судьбы малочисленных народов Севера // История СССР. 1990. № 1. С. 155–166.
  • Времяисчисление у обских угров // Традиционная обрядность и мировоззрение малых народов Севера. М., 1990. С. 74–103.
  • Народы Севера: прошлое, настоящее, будущее // СЭ. 1990. № 6. С. 17–32.
  • Ардви Сура Анахита иранцев и “Злата Баба” обских угров // Сов. археология. 1990. № 3. С. 154–161.
  • Съезд малочисленных народов Севера (взгляд этнографа) // СЭ. 1990. № 5. С. 142–146.
  • О культе предков у хантов и манси // Мировоззрение у финно-угорс­ких народов. Новосибирск, 1990. С. 58–72.
  • Традиции в современных обрядах и праздниках народов СССР // Традиции в современном обществе. М., 1990. С. 168–175.
  • Проблемы этнокультурного развития народов Севера // Расы и народы. Вып. 20. М., 1990. С. 128–151.
  • О новой конституции СССР // СЭ. 1990. № 6. С. 4–5.
  • Изображения умерших у народов Сибири // Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990. С. 106–115.
  • Modern ethnocultural develop­ment of the Soviet North native peoples // Arctic Reseach advances and prospects. Mos­cow, 1990. Р. 320–322.
  • Аборигены Канадского Севера (отчет о командировке) // Расы и народы. Вып. 21. М., 1991. С. 225–245 (в соавт. с В.А. Тишковым).
  • Адаптивные свойства культуры народов Севера // СЭ. 1991. № 4. С. 3–17.
  • Еще раз о роде у хантов и манси // Семья и социальная организация финно-угорских народов. Сыктывкар, 1991. С. 94–104.
  • Думаю, что меня поддержат представители обеих сторон конфликта // Ямальский кон­фликт. Гуманитарная экспертиза. Тюмень, 1991. С. 109–112.
  • Хозяйственно-культурные типы и поселения хантов и манси // Обские угры (ханты и манси). М., 1991. С. 45–61.
  • Традиционное землепользование охотников хантов и манси в прошлом и настоящем // Обские угры (ханты и манси). М., 1991. С. 78–87.
  • Les Fetes des peuples du Nord: tradition et modernisme Arctique Horison 2000 // Les peuples chasseurs et eleveurs. P., 1991. Р. 215–227.
  • Проблемы изучения обско-угорского шаманства // Обские угры (ханты и манси). М., 1991. С. 225–241.
  • Еще раз об изучении обско-угорского шаманства // Ранние формы религии народов Сибири: Материалы III советско-французского симпозиума. СПб., 1992.
  • Этнос и эндогамия // Этнограф. обозрение (далее – ЭО). 1992. № 3. С. 67–78.
  • Ответ оппонентам // ЭО. 1992. № 6. С. 61–72.
  • Развитие современной национальной культуры хантов и манси // Этнические и этнокультурные процессы у народов Сибири: история и современность. Кемерово, 1992. С. 142–154.
  • On the role of the Russian Geographical Society and its Department of Anthropology as well as of the Academy of Sciences of Russia on the Development of studies in the peoples Kindred to the Finns // Pioneers. The History of Finnish Ethnology / Studia Fennica Ethnologica. Tampere, 1992. 1. Р . 9–20.
  • Свадебный обряд у хантов и манси // Российский этнограф. 1993. Вып. 3. С. 146–161 (в соавт. с В.И. Сподиной).
  • Животные в духовном мире народов Северной Сибири (теоретические аспекты изучения зоолатрии) // Российский этнограф. 1993. Вып. 12. С. 203–214.
  • Методика изучения этнической и социальной истории хантов и манси по архивным материалам // Российский этнограф. 1993. Вып. 14. С. 236–248.
  • Пути современного социального и культурного развития малочисленных народов Севера России // Междунар. конф. по проблемам коренных малочисленных народов. М., 1993. С. 21.
  • О похоронном обряде восточных (ваховских, аганских, юганских) хантов и аганских ненцев. Традиции и современность // Похоронно-поминальные обычаи и обряды. М., 1993. С. 173–192 (в соавт. с Н.А. Месштыб).
  • Аганские ненцы (антропонимия, хозяйственный цикл и календарь) // Полевые исследования / Нов. сер. Т. I. Вып. 2. М., 1993. С. 36–45 (в соавт. с Е.А. Пивневой).
  • На медвежьем празднике у ляпинских манси // Полевые исследования / Нов. сер. Т. I. Вып. 1. М., 1993. С. 132–139.
  • Календари народов Сибири // Календарь в культуре народов мира. М., 1993. С. 201–253 (в соавт. с Ю.Б. Симченко и А.В. Смоляк).
  • Animals in the Spiritual World of Northern Siberian Peoples: Theo­retical aspects of Studying Zoolatry // Proceedings of the 7th International Abashiri Sympo­sium. Abashiri, 1993. Р . 35–41.
  • Indigenous Peoples of the Russian North and Siberia: Survival and Culture Preservation Problems // The Journal of Ethno-Develop­ment. Publ. by the Michigan Ethnic Heritage Studies Center. Vancouver, 1993. Vol. 2. № 1. Р. 62–67.
  • Народы Севера России в условиях экономической реформы и демократических преобразований // Отечественная история. 1994. № 3. С. 180–190.
  • Recent Ethnic Processes among the Peoples of the Russian Pacific Coast // Anthropology of the North Pacific Pim. Wash., 1994. Р. 347–355.
  • Этнографы пишут закон. Текст проекта Закона Российской Федерации "Основы правового статуса коренных народов Севера" // ЭО. 1995. № 1. С. 74–88 (в соавт. с Н.И. Новиковой, Н.В. Ссориным-Чайковым, Н.А. Богдановой).
  • Общее и особенное в религии народов Сибири (конец XIX – начало XX в.) // Традиционные ритуалы и верования. Ч. I. М., 1995. С. 7–35.
  • Этносоциальная ситуация и проблемы традиционного природопользования восточных хантов и лесных ненцев // Народы Сибири. Сибирский этнографический сб. Вып. 7. М., 1995. С. 5–20 (в соавт. с И.А. Карапетовой и К.Ю. Соловьевой).
  • Изображения умерших у хантов и манси // Шаманизм и ранние религиоз­ные представления. М., 1995. С. 143–173.
  • Финноугроведение и финно-угорские народы – создатели культуры, их роль в истории общечеловеческой культуры: значение, обязательства, задачи // Congressus Octavus Internationalis Fenno-Ugristarum. 10–15.8.1995. I yvaskula, 1996 Pars 8. Р.46.
  • Обско-угорская этнография в трудах финских ученых в XIX – начале XX в. // Народы Сибири: история и культура. Новосибирск, 1997. С. 5–10.
  • Аганские ненцы (антропонимия, хозяйственный цикл и календарь) // Народы Сибири: история и культура. Новосибирск, 1997. С. 78–81 (в соавт. с Е.А. Пивневой).
  • Жилище народов Сибири // Sibirya Araєtirmalari. Istambul, 1997. С. 204–234.
  • Жилище народов Сибири // Традиционное жилище народов России. Х I Х – начало ХХ в. М., 1997. С. 305–352.
  • Концептуальный подход к развитию народов Севера // "Красная книга народов". Ч. 2. М., 1999. С. 49–54.
  • Этнокультурные основы социально-экономического районирования России // Народы Российского Севера и Сибири. М., 1999. С. 225–299.
  • Обско-угорский феномен (Север и Юг) // III конгресс этнографов и антропологов России. М., 1999. С. 29–36.
  • Владимир Николаевич Басилов // "Избранники духов" – "Избравшие духов". Традиционное шаманство и неошаманизм. М., 1999. С. 9–19.
  • Использование металла в культовой практике хантов и манси // ЭО. 2000. № 6. С. 30–45.
  • Культ медведя // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. № 2. С. 121–130.
  • Платок в культуре хантов и манси // Этнография народов Западной Сибири. Сибирский этнографический сб. Вып. 10. М., 2000. С. 49–69.
  • Изображение женского духа с р. Казым // Итоги полевых исследований. М., 2000. С. 182–202.
  • Мои открытия Югры // Мир Севера. 2000. № 5. С. 44–49.
  • Обско-угорский феномен. Место культуры хантов и манси в культуре народов Сибири // Исторический ежегодник. Спец. вып. Омск, 2001. С. 36–53.
  • Культ медведя, медвежий праздник и народный театр // Дневник вольного слушателя школы драматического искусства. Летняя сессия в рамках III Всемирной театральной Олимпиады 2001. М., 2001. С. 9–11.
  • Религиозные верования народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 342–346 (в соавт. с П.И. Пучковым).
  • Мои путешествия к хантам // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2001. № 1. С. 165–174.
  • Мои путешествия к хантам // Там же. № 2. С. 166–173.
  • Научный отчет начальника Обского отряда Северной экспедиции о работе, проведенной летом 1971 г. в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской обл. // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. М., 2001. С. 344–387.
  • Манси: историческая справка // Мифология манси. Новосибирск, 2001. С. 344–387.
  • Погребальные обряды и связанные с ними представления // Вопросники и программы по этноархеологии и этнографии. Омск, 2002. С. 169–176 (в соавт. с А.В. Смоляк).
  • Перспективы социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера // Расы и народы. Вып. 28. М., 2002. С. 61–79.
  • Поездка в Томскую область в 1958 г. // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. М., 2002. С. 271–289.
  • Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // ЭО. 2002. № 1. С. 41–62.
  • Мои путешествия к хантам // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2003. № 1. С. 199–208.
  • Перспективы социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера // Вестн. Российского гуманитарного научного фонда. М., 2003. № 1 (30). С. 47–61.
  • “Нашу культуру мы изучим сами”. Проблемы контактов и научной работы с иноэтничными коллегами // Сакральное в традиционной культуре: методология исследования, методы фиксации и обработки полевых, лабораторных, экспериментальных материалов: Матер. междунар. интердисциплинарного науч.-практ. семинара-конференции. Москва – Республика Алтай. 6–15 июля 2003 г. М., 2004. С. 50–61. (Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. Т. 9. Ч. 1).
  • Этнический состав и демографическая ситуация // Современное положение и перспективы развития малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Независимый экспертный доклад / Под ред. В.А. Тишкова. М., 2004. Гл. 1. С. 14–31.
  • Поездка в Томскую область в1958 г. // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2002. М., 2004. С. 192– 203.
  • Отчет об экспедиционной работе младшего научного сотрудника сектора по изучению социалистического строительства у малых народов Севера З.П. Соколовой летом 1965 г. в Ханты-Мансийском национальном округе Тюменской области // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2002. М., 2004. С. 169–182.
  • Перспективы социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера // «Благой фонд, благое дело». К 10-летию Российского гуманитарного научного фонда. М., 2004. С. 374–386.
  • О положении хантов Ларьякского района Ханты-Мансийского национального округа Тюменской области // Этнологическая экспертиза. Народы Севера России. 1956–1958 годы. М., 2004. С. 204–221.
  • Об этническом составе коренного населения Севера Томской области // Там же. С. 315–341.
  • Научный отчет Обской группы Северной экспедиции Института этнографии АН СССР о работе по этнографии хантов, проведенной летом 1972 г. в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2003. М., 2005. С. 278–310.
  • Поездка в Томскую область в 1958 г. // Полевые исследования Института этнологии и антропологии. 2003. М., 2005. С. 311–324.
  • Медвежий праздник как феномен обско-угорской культуры, или о межпоколенном диалоге в этнографии // В поисках себя. Народы Севера и Сибири в постсоветских трансформациях. М., 2005. С. 166–175.
  • Этнография обских угров в трудах В.Н. Чернецова // Проблемы историко-культурного развития древних и традиционных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий. Томск, 2005. С. 41–43.
  • О современном положении хантов Шурышкарского района Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области // Этнологическая экспертиза. Народы Севера России. 1959–1962 годы. М., 2005. С. 324–367.
  • Материальная культура и хозяйственная деятельность сынских хантов // Сынские ханты. Новосибирск, 2005. С. 75–81.
  • Полевые дневники экспедиционных исследований на р. Сыня. Приложение // Сынские ханты. Новосибирск, 2005. С. 187–222.

 

Рецензии, обзоры

  • Историко-этнографический атлас Сибири // СЭ. 1963. № 5. С. 152–157 (в соавт. с С.И. Вайнштейном и И.С. Гурвичем).
  • Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века // СЭ. 1966. № 4. С. 191–194.
  • Ямало-Ненецкий национальный округ (экономико-географи­ческая характеристика) // СЭ. 1966. № 6. С. 140–142.
  • Василевич Г.М. Эвенки (историко-этнографические очерки. XVII – начало XX в.) // СЭ. 1971. № 1.С. 163–166 (в соавт. с А.В. Смоляк).
  • Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII – первой половине Х I Х в. Историко-этнографи­ческий очерк // СЭ. 1976. № 3. С. 173–176.
  • Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – XX в.) // СЭ. 1978. № 2. С. 156–158.
  • Обско-угорские и самодийские народы. Обзоры работ советских ученых // Советское финноугроведение. 1975–1980. Матер. к V междунар. финно-угорскому конгр. Турку, 1980. С. 114–128.
  • Обско-угорские и самодийские народы. Указатель литературы к обзорам // Советское финноугроведение. 1975–1980. Матер. к V междунар. финно-угорскому конгр. Турку, 1980. С. 97–107.
  • Eidlitz K. Revolutionen i Norr. Om sovjetetnografi och minoritetspolitik // СЭ . 1981. № 3. С. 161–163 (в соавт. с И.С. Гурвичем и М.Н. Морозовой).
  • Lehtinen I . Naisten Korut. Keski-Venajalla Ja Lansi-Siperiassa // СЭ . 1983. № 6. С. 153–155 (в соавт. с М.Н. Морозовой).
  • Томилов Н.А. Тюркоязычное население Западно-Сибирской равнины в конце XVI – первой половине XIX в. // СЭ. 1985. № 6. С. 155–157 (в соавт. с Б.Х. Кармышевой).
  • Обско-угорские народы. Указатель литературы // Советское финноугроведение. Матер. к VI междунар. финно-угорскому конгр. Сыктывкар, 1986. С. 119–125.
  • Семь книг о народах Сибири // ЭО. 2000. № 6. С. 135–138 (в соавт. с А.А. Сириной).
  • Snellman H. Khant’s Time. Helsinki, 2001 // ЭО . 2002. № 5. С. 147–151 (в соавт. с Д.А. Функом).
  • Орнамент хантов: новые исследования // ЭО. 2004. № 2. С. 140–146 (в соавт. с Б.А. Фроловым).
  • Пять книг по юридической антропологии // ЭО. 2004. № 2. С. 147–150.

 

Обзорные статьи в энциклопедических и популярных изданиях

  • Новая жизнь народов Севера. М., 1967. 118 с. (в соавт. с коллективом авторов).
  • Ханты // Вопросы истории. 1971. № 8. С. 213–218.
  • Западная Сибирь (этнографические разделы) // Советский союз. М., 1971. С. 113–118, 194–198, 313–315, 365–366.
  • Селькупы // Вопросы истории. 1973. № 3. С. 216–220.
  • Шорцы // Вопросы истории. 1974. № 12. С. 207–212.
  • Манси // Советская историческая энциклопедия. Т. 15. М., 1974. С. 415.
  • Ханты // Советская историческая энциклопедия. Т. 15. М., 1974. С. 515.
  • Селькупы // Советская историческая энциклопедия. Т. 15. М., 1974. С. 723.
  • Ханты // Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 490–491.
  • Манси // Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 285–286.
  • Селькупы // Народы мира: Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 398–399.
  • Знакомьтесь: ханты // Жизнь национальностей. 1993. № 2. С. 19–20.
  • Ханты // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 380–383.
  • Шорцы // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 413–415 (в соавт. с Г.М. Патрушевой).
  • Praderies i Taiga // Biosfera. Enciclopedia Catalana. Barcelona, 1997. Р. 345–393, 398–415 (в соавт. с В.Н. Басиловым и др.).
  • Манси // Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998. С. 325–326.
  • Ханты // Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998. С. 593–594.
  • Шорцы // Народы и религии мира: Энциклопедия. М., 1998. С. 644–645 (в соавт. с Г.М. Патрушевой).
  • Статьи: Арктическая Азия и Сибирь, p . 837–840; Буряты, p . 840; Чукчи, p . 840–841; Эвенки, p . 841–842; Эвены, p . 842; Коряки, p . 842–843; Нанайцы, p . 843–844; Ненцы, p . 844–845; Нганасаны, p . 845; Долганы, p . 845; Ханты, p . 846–847; Селькупы, p . 847–848; Сибирские татары, p . 848–849; Тувинцы, p . 849–850; Удэгейцы, p . 850–851; Ульчи, p . 851–852; Якуты, p . 852–853; Эскимосы, p . 853–854 // Encyclopedia of Vernacular Architecture of the World . Vol . 1. Cambridge , 1998.
  • Статьи: Народов Сибири религиозные верования, с. 273–282; Кеты, с. 171–172; Ненцы, с. 292–293; Селькупы, с. 471–472; Ханты и манси, с. 536–538; Энцы, с. 590–591; Юкагиры, с. 593 // Религии народов современной России. М., 1999.
  • 64 статьи // Югра: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Т. 1–3. Ханты-Мансийск, 2000. Том 1: Вороний праздник – с. 184, 185; Дуальная (дуально-фратриальная) организация – с. 293–294; Жилища традиционные – с. 318, 319; Землянка – с. 347); Избегание – с. 362; Имя охранительное – с. 367; Имянаречение – с. 367–368; Интерьер жилища – с. 377–378. Том 2: Калданка – с. 14; Каюк – с. 32; Кладбище традиционное – с. 40–41; Княжества обских угров – с. 44, 46; Коренной народ – с. 67–68; Кочевание – с. 74; Культура этническая – с. 97; Культы народов – с. 98; Левират – с. 114; Лодки традиционные – с. 147; Малочисленные народы Севера – с. 169–170; Манси – с. 172–173; Материальная культура хантов – с. 179–180; Матриархат – с. 180; Медведя культ – с. 182–183; Мировоззрение традиционное – с. 200–201; Могила – с. 206, 207; Моногамия – с. 214; Мось – с. 219; Мужская половина дома – с. 221; Обряды периодические – с. 279; Обряды эпизодические – с. 280; Огонь – с. 294; Оседлость – с. 319; Остяки – с. 323; Патриархат – с. 344; Патронимия – с. 345; Патрилокальность брака – с. 345; Погребальные сооружения – с. 377–378; Погребальный обряд – с. 377–378; Полуземлянка – с. 394; Поминки – с. 395–396; Пор – с. 398–399; Поселения традиционные – с. 399–400; Праздники традиционные – с. 411–412. Том 3: Рабство – с. 6; Род – с. 34; Родовые и семейные культы – с. 36–37; Сватовство – с. 73; Священные места – с. 76–77; Семья традиционная – с. 93–94; Скальпирование – с. 113; Сорорат – с. 138; Социальная организация обских угров – с. 144; Сыбыры – с. 169; Тамга – с. 175; Угры – с. 231; Укрупнение населенных пунктов – с. 235; Ура – с. 238–239; Хозяйство традиционное обских угров – с. 289; Чохрын-ойка – с. 317; Шалаш – с. 323; Экзогамия – с. 338; Эндогамия – с. 146; Этническая группа – с. 354; Этническая история – с. 354–355.
  • 11 статей: Анквал – с. 36; Имда – с. 58; Ис – с. 58–59; Иттарма – с. 59–60; Лили – с. 81; Мань-кол – с. 87; Мось – с. 95–96; Ойка – с. 106; Сас-нел – с. 128; Сир – с. 132; Уй йикв – с. 148–149 // Мифология манси: Энциклопедия. Новосибирск, 2001.
  • Народы севера Земли (статьи: Манси. – с. 68–73; Селькупы – с. 146–151; Ханты – с. 174–179) // Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. М., 1999). 2-е изд. М., 2001 (статьи: Манси – с. 82–87; Селькупы – с. 160–165; Ханты – с. 200–205).
  • Народы Западной Сибири // Большая советская энциклопедия. Россия. М., 2004. С. 191–194 (в соавт. с В.В. Мазепус).
  • Около 40 статей общим объемом свыше 2 а.л.: Авункулат – с. 9; Взаимопомощь – с. 147; Вогуличи – с. 155; Военная демократия – с. 156; Гимга – с. 193; Гостеприимство – с. 205; Декоративно-прикладное искусство – с. 241–242; Долгих Б.О.– с. 260; Жертвенное место – с. 280–281; Жилище – с. 282–283; Золотая баба – с. 303–304; Календари – с. 337–339; Кровная месть – с. 453; Культ животных – с. 464–466; Левират – с. 495; Лодки – с. 510–511; Манси – с. 535–537; Медвежий праздник – с. 547–551; Мозаика меховая – с. 569; Нары – с. 613; Облас – с. 667; Обмен – с. 668; Общественные отношения – с. 670–671; Оседание – с. 702–703; Патриархат – с. 719; Патрилинейность – с. 719; Патронимия – с. 802; Племя – с. 739; Пор – с. 765; Поселения народов Севера – с. 766–767; Род – с. 813–814; Селькупы – с. 882–886; Сорорат – с. 911; Фратрия – с. 1022; Ханты – с. 1025–1029; Хозяйственные постройки – с. 1038–1039; Чернецов В.Н. – с. 1061; Шорцы – с. 1093–1097; Экзогамия – с. 1119 и др.) // Северная энциклопедия. М., 2004.

 


© Этнографическое обозрение Online. Январь 2006